Как определить, что ребёнок готов к школе?

Как определить, что ребёнок готов к школе?

Современный и сумасшедший темп нашей жизни наводит на мысль, что детей нужно отдавать в школу как можно раньше — не с 6, а даже с 5 лет! 

Ведь к этим годам они уже прошли все подготовительные курсы и "развивашки", умеют читать, писать, быстро считать, потому обучение в школе для них не будет проблемой. 

 

Но интеллектуальные способности ребёнка не определяют его уровень готовности к обучению в школе! Безусловно, эти навыки пригодятся ребёнку в процессе учёбы, но мамы и папы забывают про психологическую готовность. Именно она говорит о достаточной зрелости детской психики для перехода на новый этап развития.



Каким должен быть будущий первоклассник?

 

Ребенок, который готов к школе - он стремится в школу и понимает, что ему нужно ходить туда, чтобы учиться, а не потому, что он уже взрослый.

 

Возраст 7 лет считается самым оптимальным для перехода из дошкольного учреждения в школу. К этому времени у ребенка уже на достаточном уровне развита сенсорная и сенсомоторная системы, сформирован вестибулярный аппарат и ребенок просто уже наигрался.

 

Если до 7 лет ребенок учится слышать, ориентироваться в пространстве, чувствовать на ощупь, понимать запахи, то к семи годам у него полностью включается мозг. Происходит и смена деятельности: до 6-7 лет малыш познает мир через игру, и если он еще не наигрался - не стоит усаживать его за парту.

 

К 7 годам должна сформироваться внутренняя позиция школьника. Ребёнок перестаёт довольствоваться тем, что было у него раньше. Он хочет выстраивать новые отношения со взрослыми, у него возникает активная познавательная потребность.  

Но даже в этом возрасте треть детей не готова к тому, чтобы обучаться в школе. 

 

Есть ряд критериев, которые определяют степень готовности к школьному обучению:

 

  1. Социально-психологическая готовность:
  • Ребенок хочет идти в школу, проявляет активный интерес к знаниям.
  • Умеет взаимодействовать со сверстниками, способен самостоятельно контролировать свое поведение.

 

  1. Интеллектуальная готовность:
  • Ребенок умеет находить сходство и различия разных предметов при сравнении, умеет объединять предметы в группы по общим существенным признакам, умеет устанавливать логические связи между предметами и явлениями.
  • Ребенок способен удерживать внимание на выполняемой работе в течение 15-20 минут.
  • Понимает инструкции и четко им следует при выполнении какой-либо работы.

 

  1. Психофизиологическая готовность:
  • Ребенок уверенно владеет ножницами и карандашом.
  • Умеет правильно определять выше-ниже, больше-меньше, вперед-назад, слева-справа.
  • Может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ или узор, зрительно воспринимаемый на расстоянии.

 

Но самый главный критерий - сформированный познавательный интерес. Это можно легко проверить в домашних условиях. 

 

Предложите своему ребенку почитать интересную книгу, а рядом положите несколько игрушек. Если он будет внимательно слушать, то познавательный интерес сформирован. А если начнет крутится, искать, чем занять свои руки, а через некоторое время предпочтет любимые игрушки - преобладает игровой интерес. 

Ребенок, у которого сформирован познавательный  интерес, задаст десятки вопросов.



Как родителям определить, насколько их ребёнок готов к школьному обучению?



Есть несколько простых методик, которые помогут вам определить уровень развития памяти, внимания и мышления у своего ребёнка.

 

“10 слов”

Её суть состоит в том, что мама зачитывает 10 слов, не связанных между собой по смыслу. Задача ребёнка – назвать все слова, которые он смог запомнить после каждого повторения. Слова зачитываются 4 раза. В норме ребенок должен запомнить 8-10 слов после четвертого повторения. О низком уровне развития слуховой памяти говорит показатель – 3 и менее запомненных слова.

 

"Повтори узор" 

 

Мама или папа рисует по клеточкам несложный узор и просит ребёнка повторить такой же. Здесь можно оценить сразу несколько показателей: может ли ребёнок проводить линии точно по клеткам или рисует криво, получается ли у него такой же узор или есть различия, делает ли задание старательно или небрежно. Если узор срисован верно и ровными линиями, соблюдено расстояние между клетками – это свидетельствует о высоком уровне развития графических навыков и зрительно-пространственной координации. В противном случае стоит уделить внимание этим навыкам.

 

"Четвёртый лишний" 

Ребёнку показывают 4 картинки, одна из которых – лишняя. Например, кошка-собака-корова-лиса. Родитель просит ребёнка назвать лишнюю картинку и объяснить свой выбор. Из 10 попыток должно быть набрано хотя бы 7. Результат – 6 картинок и менее – говорит о недоразвитии у ребёнка операций анализа и обобщения. Также это может свидетельствовать о низком кругозоре.

 

Признаки неготовности ребенка к школе

 

Ребенок не готов к школе, если:

  • Он рассеянный, “летает в облаках”, не может долго на чём-то сосредоточиться.
  • Он неусидчивый, постоянно отвлекается, часто нарушает дисциплину.
  • Он быстро устает, раздражается.
  • Он не может подружиться с одногодками, стеснительный или замкнутый или, напротив, постоянно встревает в конфликты.
  • Он не хочет ни в какую идти в школу, ему скучно на уроках, а учительница “плохая и ужасная”.
  •  Ему тяжело дается учебная программа.
  • Он часто болеет или жалуется на плохое самочувствие.

Важно понимать, что отдавая в школу психологически неготового малыша, наносится существенный вред детской психике.



Елена Царалунга, 

психолог-методист, преподаватель психологии. 

*в статье использован материал: 

Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет / Ун-т Рос. акад. образования