Установка СЭС в Арцизе: дилетантство или лобби?

Установка СЭС в Арцизе: дилетантство или лобби?

12 марта на повестке дня сессии Арцизского городского совета, как мы сообщали ранее, снова появился вопрос «Про  затвердження  проекту землеустрою щодо відведення земельної ділянки у оренду строком на 49(сорок дев’ять) років ПП "Арком" в м. Арциз по вул. Бондарєва, 33 для розміщення, будівництва, експлуатації та обслуговування будівель і споруд об’єктів енергогенеруючих підприємств….».

Стоит отметить, что вначале заседания депутат Гончарова Т.М. заявила, что по просьбе ЧП «Арком» вопрос нужно убрать из повестки дня, причины озвучены не были. В связи с тем, что повестка была принята к рассмотрению без изменений и дополнений, по ходу заседания дошёл черед и до вопроса землеотвода под СЭС по ул. Бондарева, 33.

Глава города, призывая всех к соблюдению Регламента, пытался быстро подвести депутатов к голосованию. Но некоторые депутаты всё же поинтересовались: почему вопреки мнению людей, проживающих вблизи предполагаемой СЭС, вопрос снова в повестке дня. Да и где протокол общественных слушаний, раз уж такое дело… Не хотя, не сразу, протокол предоставили.

Напомню, что 24 апреля 2019 года в Арцизе состоялись общественные слушания, в ходе которых горожане обозначили свою позицию: люди против размещения промышленной СЭС вблизи частного сектора.

Государство чётко определило, что делать в случае возникновения спорных вопросов. Однако сотрудники мэрии либо не в курсе, либо «имели по нотам» законодательство и мнение людей. Почему я так пишу?

Ну, во-первых, потому что и общественные слушания состоялись только после резонанса, до этого вопрос «впаривали» депутатам, минуя требования законодательства, "перепрыгивая" через ДПТ и общественные слушания.

Во-вторых, 12 марта юрисконсульт городского совета упорно доказывал, что никаких процедур общественных слушаний при  разработке землеустроительной документации в действующем  законодательстве нет, а общественные слушание – «то таке»: ну, поговорили, высказали свою точку зрения, и всё.. Могут быть свободны. Теперь, мол, дело за депутатами.

На мой вопрос: «Откуда тогда появилась необходимость организовывать эти самые слушания, если в законодательстве ничего не прописано? Случайно, не из-за Постановления КМУ (уже намекнула, как могла)?», горе-юрист всё же принёс Постановление, однако ткнул в середину текста документа…

 Прошу прощения, но интересующий нас момент: «Что делать, если люди не согласны», содержится в других пунктах… в том числе и этого документа. Был близок, почти у цели…

Так как интересы горожан, проживающих вблизи предполагаемого места СЭС, явно пытаются подвинуть, а земли хотят отдать «за три серебряника» на 49 лет, нужно разбираться.  Не в действиях местной власти, конечно, тут всё понятно...а в законодательстве. Жители Арциза должны знать свои права, а мы поможем.

Слова юриста, мягко говоря, не соответствуют действительности. Сфера возобновляемой энергетики регулируется целым рядом нормативно-правовых актов, начиная от ЗУ «Об электроэнергетике», «Об альтернативных источниках энергии», «О землях энергетики и правовом режиме спец.зон энергетическиих объектов», Постановлениями и Распоряжениями КМУ и даже несколькими кодексами Украины.

Жителям города в первую очередь следует обратить внимание на ЗУ «Об урегулировании градостроительной деятельности». Так вот,  в ст.21 этого Закона речь идёт  именно об общественных обсуждениях.

На протяжении нескольких лет на сессию выносился вопрос размещения СЭС  на территории бывшего мясокомбината, владельцем помещений является ЧП «АРКОМ», именно это предприятие имеет первоочерёдное право на аренду земли и крайне заинтересовано в размещении солнечных батарей на указанной территории.... СЭС промышленных масштабов в черте города, на землях, целевое назначение которых сейчас  явно не «земли энергетики».

 Владелец ЧП «Арком» несколько лет, без ДПТ, без общественных слушаний,  депутатам  «на пальцах» объяснял, что и где планируется размещать.  Инвесторы не удосужились даже взять разрешение на разработку детального плана территории, на основании которого, собственно, и проводятся  общественные слушания. Также ДПТ  наглядно и документально демонстрирует всю картину и планы инвестора.

Согласно ст .21 ч.2  ЗУ «Об урегулировании градостроительной деятельности», утверждение на местном уровне градостроительной документации, указанной в части первой настоящей статьи, без проведения общественного обсуждения проектов такой документации запрещается.

Вопрос: куда смотрели юрист и мэр, формирующий повестку дня, из года в год предлагая к утверждению депкорпусу вопрос ЧП «АРКОМ»? Или думали, что "протащат" без особых проблем?

Хорошо, что в 2019 году «лёд тронулся». Жители заняли активную позицию и добились проведения тех самых общественных  слушаний, в ходе которых высказались по поводу рациональности размещения солнечных панелей в городе.

Итак, 24 апреля 2019 года в зале заседаний Арцизского городского совета состоялись общественные слушания касаемо размещения солнечной электростанции на землях, принадлежащих городу. 

 Закон говорит следующее: порядок проведения общественных слушаний проектов градостроительной документации на местном уровне определяет Кабинет Министров Украины. КабМин утвердил Постановление №555 (от 25. 05.2011)

И снова, вопреки требованиям законодательства, заключение МОЗ об экологической безопасности проекта, соблюдении ограничения (санитарно-защитных зон) в день проведения общественных слушаний отсутствовали. А ДПТ, как выяснилось, разработан согласно несуществующему решению сессии (опечатка – это не оправдание для премированных сотрудников мэрии).

Люди против. Юрисконсульт  говорит: «Ну и что! Решение за депутатами!». Закон говорит, что в случае возникновения спорных вопросов органом местного самоуправления  создаётся согласительная комиссия. Более того, указаны сроки и количественно-качественный состав согласительной комиссии.

ЗУ «Об урегулировании градостроительной деятельности», ст. 7, Постановление КМУ №555, п.12: комиссия формируется по решению заказчика градостроительной  документации в недельный срок после окончания срока подачи предложений общественности. Состав комиссии устанавливает заказчик градостроительной документации в количестве не менее 25 и не более 55 человек.

В состав согласительной комиссии входят профильные специалисты, уполномоченные представители  общественности, должностные лица заказчика градостроительной документации  и т.д.

Согласительная комиссия в течение двух недель после ее образования рассматривает спорные вопросы, зафиксированные в протоколе общественных слушаний, и принимает решение об учете или мотивированное отклонение таких предложений (замечаний).

Главное условие: количество представителей общественности должно составлять не менее 50 и не более 70 процентов общей численности членов комиссии.

Но, несмотря на мнение горожан, внесенное в протокол (к слову, председательствующий на слушаниях обеспечивает аудио- и / или видеофиксацию хода общественных слушаний), согласительную комиссию никто не создавал, а вопрос СЭС то и дело, мелькает в повестках дня. Почему? В мэрии работают дилетанты? Или заинтересованные лица?

Что ещё больше настораживает, несмотря на указанные выше нарушения, некоторые депутаты потихоньку «сливаются» и уже настроены более лояльно к инвесторам. За два года ничего не поменялось. Призываем народных избранников всё же отстаивать интересы горожан, ведь отдать на 50 лет городские земли на условиях, которые предлагает представитель инвестора, заведомо зная, что ни рабочих мест, ни достойных взносов не будет – это как минимум подозрительно и наталкивает на нехорошие мысли…

Следим за ситуацией, держим в курсе.