7 июня. Память святителя Иннокентия Одесского

7 июня. Память святителя Иннокентия Одесского

 

Святитель Иннокентий, архиепископ Херсонский и Таврический (в миру Иван Алексеевич Борисов) родился 15 декабря 1800 года в городе Ельце, Орловской губернии в семье священника Успенской церкви Алексия Борисова. Родители преосвященного Иннокентия были люди простые, доброй жизни. Отец, Алексей Борисов, получил домашнее образование. Из низших степеней клира он дослужился до священника и старался в частых проповедях донести до прихожан слова отцев и учителей Церкви. Мать преосвященного Иннокентия Акилина была женщина неграмотная, но умная и набожная. Крест и молитва были главным основанием всей её жизни, всех её мыслей, действий и поступков.  Ими она врачевала себя и своих детей. В родительском доме Иван изучил славянскую азбуку, Часослов и Псалтирь и научился письму.

В 1819 году Иван Борисов окончил курс семинарского учения с отличным успехом и поступил в Киевскую Духовную Академию. Здесь он предался изучению наук с таким жаром, что иногда целые ночи проводил за книгой. Повинуясь внутреннему призванию, более всего занимался он составлением и обработкой проповедей.

В 1823 году 23-летний Иван Алексеевич окончил полный курс академического учения первым магистром и был определён в Санкт-Петербургскую Духовную Семинарию на должность инспектора и профессора Церковной истории, но не прошло и трёх месяцев, как он занял и должность ректора Санкт-Петербургского Александро-Невского Духовного училища. Здесь же он принял пострижение в монашество с именем Иннокентий и был рукоположен в иеромонаха. В декабре 1824 года отец Иннокентий назначается бакалавром богословских наук в Санкт-Петербургской Духовной Академии, а через несколько месяцев её инспектором и экстраординарным профессором. В марте 1826 года он возводится в сан архимандрита. Лекции свои отец Иннокентий обыкновенно преподавал наизусть. Он внимательно следил за современным состоянием и успехами естественных наук, и в его воззрениях эти знания не только не противоречили, но наилучшим образом служили богословию. В свойствах своей любвеобильной души архимандрит Иннокентий черпал искусство скреплять в среде профессоров добрую общительность и повсюду вносил мир и успокоение.

За девять лет ректорства отца Иннокентия академическая семья думала с ним одну думу, жила с ним одною жизнью. Со студентами Академии отец ректор всегда обходился ласково и благородно. Особенно добрым и внимательным бывал он к ним тогда, когда их постигало какое-либо горе, например, серьёзная болезнь. Помочь в этой беде несчастному — составляло тогда для ректора всю его главную заботу. Он жертвовал в этом случае не только своими средствами, но иногда даже и своими жизненными удобствами.

Особую славу отца Иннокентия составляет необыкновенный проповеднический талант. Впоследствии Владыку Иннокентия назовут «Русским Златоустым». Как проповедник он отличался тем, что действовал по преимуществу на сердца слушателей и увлекал их ясностью и простотою слова, тонкими и остроумными сближениями предметов, искусством открывать в них новые и занимательные стороны и умением принять, как можно ближе, свои поучения к различным случаям и обстоятельствам. Таким образом, Владыка Иннокентий создал новую русскую школу проповедничества, далёкую всякой внешней эффектности и сухой учёности.

Кроме проповедей, Владыка оставил много замечательных научных произведений и переводов, таких как: «Жизнь св. Киприана», «Жизнь св. Апостола Павла», «Памятник веры», «История Соборов Вселенских», перевод «Кормчей Книги» и многое другое. Внешняя природа для отца Иннокентия была второю Библией, свидетельствующей о Божественном величии Творца. Этот взгляд на природу ясно проводил он в своих проповедях. «Посмотрите, —говорил он, — на кипящее волнами море, или на тучу, рассекаемую молниями и громами: не образ ли это всемогущества Божия? Посмотрите на свод небесный, усеянный звёздами, на восходящее Солнце: не образ ли это премудрости Божией? Посмотрите на Весну, украшенную цветами, ведущую за собою хоры пернатых: не образ это благости Божией? Что мешает тебе, смотря на свои картины, восходить мыслею к совершенствам Творца твоего»? При таком взгляде отца Иннокентия на природу понятна и особенная любовь его к ней и к естественным наукам. Императорская Академия наук и разные ученые общества почтили литературные заслуги проповедника принятием его в свои члены. Проповеди его были переведены в своё время на греческий, немецкий, французский и польский языки.

В 1836 году 21 ноября в Казанском соборе Санкт-Петербурга в день Введения во храм Пресвятой Богородицы состоялась хиротония архимандрита Иннокентия во епископа Чигиринского. 21 декабря 1836 года архимандрит Иннокентий был рукоположен во епископа Чигиринского, викария Киевской митрополии, с оставлением в должности ректора Духовной Академии. Через четыре года святитель назначается на самостоятельную Вологодскую кафедру, где становится известным как глубокий исследователь древних вологодских рукописей. Через год епископа Иннокентия переводят на Харьковскую кафедру.

15 апреля 1845 года Владыка был возведен в сан архиепископа, а через два года назначен членом Святейшего Синода. В 1848 году Господь призывает его к трудам в молодой Херсонско-Таврической епархии, кафедральным городом которой была Одесса. При архиепископе Иннокентии в жизни епархии произошли коренные преобразования, но исключительное значение деятельности святителя проявилось во время Крымской войны. Своей молитвой пред чудотворным Касперовским образом Божией Матери святой дважды предотвращал разрушение Одессы неприятельским флотом. Но его деятельность не ограничивалась одной Одессой. Святитель посещал поля сражений, совершая молебны и укрепляя дух защитников Отечества. По окончании войны все свои силы святитель отдал восстановлению церковной жизни в епархии. При нем был прославлен чудный Касперовский образ Пресвятой Богородицы, установлены ежегодные крестные ходы, положено начало иноческого жития на Крымском Афоне. Святитель всегда до самозабвения отдавал себя служению Богу и ближним. Чудный молитвенник и песнописец, составлявший церковный службы и акафисты, ревностный святитель, полагавший много трудов на благо своей многочисленной паствы, великолепный проповедник, своим пламенным словом зажигавший сердца слушателей, прекрасный богослов, оставивший после себя большое количество научных трудов, святитель Иннокентий вошел в историю как пример подлинно христианской жизни и образец архипастыря. Даже несмотря на тяжелую предсмертную болезнь он продолжал заниматься церковными делами.

25 мая 1857 года стал последним днем жизни святителя. Это была Троицкая родительская суббота и Владыка попросил отслужить панихиду, а затем благословил читать канон Святой Троице. К вечеру ему стало плохо и он впал в забытие. Последние два с половиной часа он был в совершенно ясном и полном разуме. Попросив приготовить себе постель из свежего сена, Владыка сказал: «Господи, какой день!», потом, сказав поспешно: «скорее поднимите меня», - на руках двух келейников, молитвенно коленопреклоненный, скончался.

13 февраля 1997 г. Высокопреосвященнейшим Агафангелом, митрополитом Одесским и Измаильским был подан рапорт на имя Предстоятеля Украинской Православной Церкви Блаженнейшего Владимира, митрополита Киевского и всея Украины о причислении к лику святых архиепископа Херсонского и Таврического Иннокентия (Борисова). 11 июня того же года на заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви святитель Иннокентий (Борисов) был причислен к лику святых.

И ныне в день его памяти, 7 июня, в Одесской Духовной семинарии проходят торжества, посвященные выпуску воспитанников. Также память обретения его святых мощей празднуется 18 июля. Нетленные мощи святителя почивают в Спасо-Преображенском кафедральном соборе города Одессы.

 

✅ Стань частью сообщества "Угол Обзора" в facebook и пригласи друзей!

✅ Кратко и по сути. Подписывайтесь на наш Telegram-канал

✅ Поддержи нас в Instagram