НОВАЯ ЖИЗНЬ ДЛЯ ПТУ: КОНЦЕПЦИЯ КАБМИНА РАЗВИТИЯ ПРОФТЕХОБРАЗОВАНИЯ
Министерство образования и науки создало проект концепции Государственной целевой социальной программы развития профессионального и профессионально-технического образования на 2022-2027 годы.
Как отмечается на сайте Минобразования, концепция разработана во исполнение Указа президента № 130/2021 "О приоритетных мерах развития профессиональной (профессионально-технического) образования".
"Целью предлагаемой Концепции является создание условий для качественной подготовки квалифицированных кадров в соответствии с приоритетами государственной политики, ориентированной на развитие и самореализацию личности, ее участия и интеграции в общественную жизнь, а также равного доступа к профессиональной (профессионально-технического) образования", - отметили в МОН.
Согласно тексту концепции, программа была создана в связи с необходимостью модернизации системы профессионального и профессионально-технического образования в соответствии с современными и перспективными потребностями рынка труда и лучших международных стандартов и практик.
Среди главных проблем в сфере профтехобразования авторы концепции выделили следующие:
- устарела материально-техническая база учреждений образования;
- неэффективное многоуровневое управление образованием;
- несоответствие качества подготовки соискателей образования требованиям работодателей и потребностям личности;
- отсутствие анализа и мониторинга потребностей рынка труда, введенных на постоянной основе;
- низкая активность бизнеса и учебных заведений в реализации программ и проектов государственно-частного партнерства;
- невысокий уровень престижности образования в Украине.
Как отмечается в документе, одним из путей обеспечения эффективной децентрализации системы управления профтехобразованием было определено создание соответствующих региональных советов образования, однако эффективность их деятельности на принятие управленческих решений на местном уровне остается крайне низкой.
"Пассивность органов государственной власти на местном уровне в вопросе принятия целостных имущественных комплексов учреждений профессионального (профессионально-технического) образования связана, прежде всего, с необходимостью обеспечения полного финансирования развития инфраструктуры учреждений профессионального (профессионально-технического) образования из местных бюджетов при наличии ограниченных ресурсов ", - говорится в тексте концепции.
Также авторы документы со ссылкой на данные Всемирного банка подчеркнули, что почти 70% опрошенных предприятий подтвердили, что выпускники учреждений общего среднего, высшего и профессионального или профессионально-технического образования не обладают навыками или современными знаниями
"Более 58% отметили отсутствие типов и уровней навыков, необходимых работодателям", - отмечается в документе.
✅ Стань частью сообщества "Угол Обзора" в facebook и пригласи друзей!
Что с этим делать?
Поэтому Минобразования предлагает два пути решения проблемы:
1. Проведение частичных реформ без системного подхода к решению неотложных проблем образования.
2. Комплексный подход к решению проблем, который создаст условия для обеспечения соответствия предложений сферы профессионального образования потребностям личности и запросам рынка труда.
"Первый вариант малоэффективен и ориентированным на процесс, а не на результат, и обеспечивает воспроизведение старого опыта с минимальным введением новшеств", - отмечается в документе.
Авторы считают оптимальным второй вариант решения проблемы, для чего предлагают осуществить следующие шаги:
Реализовать в системе профтехобразования новую децентрализованную модель управления и финансирования, ориентированной на результаты;
осовременивания содержания и повышение качества профессиональной и профессионально-технического образования; развития партнерства в сфере профтехобразования;
популяризации профессионального и профессионально-технического образования.
В МОН уверены, что это позволит сформировать оптимальную сеть образовательных учреждений, повысить уровень заработной платы педагогических работников учреждений образования, размер стипендиального обеспечения учеников, ввести субвенцию на модернизацию социальной инфраструктуры и обеспечения универсального инклюзивного и гендерно-чувствительного дизайна в учебных заведениях, создать наблюдательные советы, информационную систему управления образованием, расширить автономию заведений, создать информационную систему управления образованием, а также достичь других целей.
Координацию межведомственной и межсекторального сотрудничества по решению приоритетных задач программы будет осуществлять МОН. Выполнение программы запланировано на 2022-2027 гг.
«Угол обзора» ближе к читателю!
Все новости Бессарабии и Украины здесь и сейчас:
✅ Кратко и по сути. Подписывайтесь на наш Telegram-канал
✅ Поддержи нас в Instagram