Долгожданная прикосновенность: НАБУ и САП хотят вето, общественность недоумевает. Что не так?

Долгожданная прикосновенность: НАБУ и САП хотят вето, общественность недоумевает. Что не так?

Снятие неприкосновенности: фейк или Закон, который будет работать?

Сегодня стало известно, что народные депутаты  утвердили законопроект, лишающий их неприкосновенности. Этой новостью не без гордости и пафоса поделились «Слуги народа», представляющие большинство в Верховной Раде и, по сути, определяющие исход любого голосования. Пропрезидентская партия могла бы поставить галочку напротив одного из пунктов обещаний, данных народу Украины.

Рядовой житель страны, прочитавший заголовки публикации в ряде СМИ и интернет-изданий, без раздумий, скорее всего поставит «лайк», добавив баллы в политическое реноме ПП «Слуга народа», так и не добравшись до сути – текста документа, который может вступить в силу уже в январе 2020 года.

Однако вскоре после того, как новость стала резонансной, последовала и реакция на принятый закон.

НАБУ и САП совместно обратились к президенту Зеленскому с просьбой ветировать законопроект, указывая на ряд недоработок, которые создадут проблемы в процессуальных моментах, будут препятствовать НАБУ и САП осуществлять деятельность.

Дело в том, что согласно принятому законопроекту №2237, генеральный прокурор (или исполняющий его обязанности)  будет наделён «супервозможностями», став  единственным и незаменимым в вопросе внесения  сведений в ЕРДР  о совершении уголовного преступления народным депутатом.

Проще говоря, пока Генпрокурор не внесёт соответсвующие даннные – расследовать возможные преступления никто не сможет. Внесёт ли? А если  сыграет роль «коррупционный элемент» или «договорняк»? Давайте будем честными и не станем исключать эти  моменты, как возможные факторы, влияющие на исход.

Об этом же намекнули и структуры, совместно обратившиеся к главе государства:

 "Указанная норма ставит под угрозу независимость детективов НАБУ и прокуроров САП в своей деятельности, ведь теперь перед тем, как начать расследование, они должны обратиться к Генпрокурору, чтобы убедить его внести сведения в ЕРДР», - говорится в обращении.

Однако это не все «подводные камни» принятого законопроекта. Не понятен механизм передачи информации следователями и детективами Генпрокурору, чтобы тот хотя бы подумал о необходимости внесения данных в ЕРДР.

"Кроме них есть еще немало процессуальных аспектов, которые способны заблокировать работу детективов НАБУ и прокуроров САП в сфере очистки законодательного органа от коррупции. Со своей стороны, Национальное бюро и САП готовы присоединиться к процессу доработки законопроекта и предоставить свои рекомендации", – сообщили  заявители.

Стоит добавить, что внесение данных в реестр – это только начало. Законопроектом предусмотрено, что ходатайство о разрешении на задержание, о мере пресечения, проведение прочих следственных действий согласовываются с Генпрокурором.

Этого же мнения придерживаются общественники и представители различных организаций. В частности, член правления Центра противодействия коррупции Елена Щербань, высказываясь о законопроекте 2237, заявила, что подобные новшества не лишат неприкосновенности нардепов, наоборот, пункты законопроекта только усиливают неприкосновенность парламентариев:

 "Депутаты не просто не сняли неприкосновенность - они ее даже усилили по сравнению с тем, что мы имеем сегодня. С такими новациями будет трудно не просто привлечь к ответственности нардепа, но и просто начать расследование".

До вступления в силу закона данные в ЕРДР может внести следователь, не дожидаясь одобрения Генпрокурора.

Ещё одна угроза, которую таит в себе законопроект 2237, по мнению ЦПК, является обязательное присутствие депутата при рассмотрении ходатайств следователей в суде.

Это значит, что даже имущество нельзя арестовать без предварительного предупреждения и присутствия нардепа при принятии решения в суде.

Проще говоря, у народного избранника появится время на то, чтобы по-быстрому переписать недвижимость, авто или что-то очень ценное на «любимую тёщу или бабушку».

В настоящее время суд рассматривает ходатайства без фигуранта дела.

По сути, право открывать дело против народного избранника монополизируется. Так что собой представляет законопроект 2237 об отмене неприкосновенности? Политический фейк или Закон, который будет эффективно работать в Украине? Понимали ли нардепы, чем наполнен законопроект, за который проголосовали 291 парламентарий?

Теперь же судьба законопроекта в руках президента: подпишет ли Зеленский проголосованное в Верховной Раде или ветирует, услышав мнение САП,НАБУ и общественников.

Мазур Наталья