8 января. Собор Пресвятой Богородицы

8 января. Собор Пресвятой Богородицы

 

Следующий день после праздника Рождества Христова, называется Собором Пресвятой Богородицы. Слово "собор" означает не здание, а от старинного слова собрание. Собором этот день, как и другие подобные дни, называется потому, что в отличие от отдельных праздников в честь Пресвятой Богородицы, таких, как Ее Зачатие, Ее Рождество, Ее Благовещение и многочисленных праздников в честь чудотворных Ее икон, в данный день совершается общее (соборное) празднование в честь и похвалу Богородицы. Этот праздник установлено отмечать сразу после Рождества Христова потому, что Пресвятая Дева чтится прежде всего как Та, от которой родился, воплотился Бог Сына — Спаситель наш Иисус Христос. Древние христиане имели обычай в этот день собираться все вместе (соборно) в святые храмы для прославления Богоматери. Праздник имеет древнее происхождение. В поучениях на праздник Рождества Христова Епифа́ния Ки́прского (+ 403 г.), Амвро́сия Медиола́нского (+ 397 г.) и Августи́на Блаже́нного (+ 430 г.) уже соединяется хвала Иисусу Христу с восхвалением родившей его Богородицы.

Учение, проповедуемое Православной Церковью о лице Пресвятой Девы Марии, основано на Святом Писании, раскрыто и объяснено знаменитыми пастырями, и навсегда определено и утверждено святыми Вселенскими Соборами. Боговдохновенные книги Ветхого и Нового Завета научают нас, что единородный Сын Божий, для совершения нашего спасения, восприял на Себя человеческое естество, родившись от Пресвятой Девы Марии. Так, святой Пророк Исаия, ещё задолго до Рождества Христова, предсказывал: «се Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут ему имя Еммануил»; а это имя, по переводу с еврейского языка, значит: «с нами Бог», как и объяснено у Евангелиста Матфея. У святого Апостола Павла читаем: «посла Бог Сына Своего единородного, рождаемого от жены». Матерью Божьей исповедовала Её, по внушению Святого Духа, сродница Её Елисавета: «откуда мне сие, да приидет Мати Господа моего ко мне»? Но, сделавшись Матерью Господа Иисуса Христа, Она сохранила нетленным Своё девство. Как приснодевственной Матери Божьей, Ей принадлежит прославление всех веков и всех народов, истинно верующих в Господа Иисуса Христа, как Она Сама изрекла: «се бо отныне ублажат Мя вси роди».

Учение Православной Церкви о Пресвятой Деве Марии заключает в себе следующие главные мысли: Пресвятая Дева Мария есть

1. в собственном смысле слова – Матерь Господа Иисуса Христа, и потому Богородица;

2. Приснодева, т. е. до рождества, в рождестве и по рождеству Господа – Дева;

3. высшая всех небесных сил и святых, честнейшая херувимов и славнейшая серафимов.

Тропарь праздника:

"Пречи́стая Богома́ти, Богоро́дице, Собо́р Твой честны́й украше́н многоразли́чными добро́тами, да́ры Ти прино́сят, Госпоже́, мно́ги мирсти́и лю́дие, у́зы на́ша гре́шныя раздери́ Свое́ю ми́лостию и спаси́ ду́ши на́ша."

 

 

✅ Стань частью сообщества "Угол Обзора" в facebook и пригласи друзей!

✅ Кратко и по сути. Подписывайтесь на наш Telegram-канал

✅ Поддержи нас в Instagram