Письмо в редакцию: "Кто захватил власть в сельском совете?"

Письмо в редакцию: "Кто захватил власть в сельском совете?"

Уважаемая редакция,

 Прошу опубликовать данную статью о ситуации, сложившейся в последнее время в с.Теплица и с.Садовое, для ознакомления общественности и во избежание неправдивой информации.

 По поручению группы депутатов сельского совета, заместитель сельского головы по исполнительной работе Терзи Степан Андреевич.

Кто захватил власть в сельском совете?

 Богатая история сел Теплица и Садовое.

 Есть что вспомнить из прошлого, есть что сказать о настоящем. Если о прошлом вспоминаем с грустью и волнением, то о настоящем - то с радостью, то с тревогой. За последние пару лет в селах Теплица и Садовое произошли немалые перемены. Из бюджетов разных уровней (областного, районного, сельского) были получены и освоены средства на освещение почти всех улиц и переулков, проводились замена окон и дверей в Доме культуры с.Теплица и сельском клубе с Садовое, в школах и ДДУ, на ремонт водопровода и скважины, и, конечно же, много средств ушло на дороги по селам, особенно за последние полгода.

 За все это огромное спасибо депутатам всех уровней и, конечно же, сельскому голове Т.С.Стояновой. Как ни одному из бывших сельских голов прошлых созывов, ей впервые досталась финансовая возможность обеспечить перечисленные потребности сел Теплица и Садовое.

  Татьяна Степановна - знающий бухгалтер, у нее есть «железная» хватка в решении хозяйственных вопросов, и результат от ее работы по благоустройству налицо.

   При всем этом у многих сегодня на устах вопрос, что случилось, что так взбудоражило всю общественность наших сел Теплица и Садовое за последний месяц? Какова причина развернувшихся скандальных событий?

И, если есть причина, то она свежая или имеет какую-то давность?

 Я не открою новость, если скажу, что работу в органах местного самоуправления можно разделить на две части (по принципу айсберга) - на видимую и невидимую. И правда то, что видимая часть работы меньше, чем невидимая. Но эффективность работы совета почти всегда оценивается видимой частью работы, а остальная часть работы - незаметна для постороннего глаза. Вот по этой причине, при оценке создавшейся сегодня ситуации в селах, мнения людей сильно разделились.

  Но из любой ситуации нужно искать выход, а чтобы найти выход, нужно владеть достоверной информацией и искать компромисс между сторонами конфликта.

   Имею ли я право выражать свою точку зрения на происходящие события? Думаю, что да, ибо о работе в органах местного самоуправления знаю не понаслышке, а знаю изнутри. Два созыва (с 1994 по 2000г) я работал сельским головой, до этого и после - избирался депутатом сельского совета, и сегодня я являюсь заместителем головы по исполнительной работе.

  В те далекие годы почти на всех заседаниях исполкома, на сельских сессиях, присутствовали представители районного совета, которые и контролировали, и учили нас, как работать в органах местной власти.

   Был тотальный контроль над выполнением служебных обязанностей, законности, финансовой дисциплины, недопущения коррупции в сельских советах.

С вступлением в силу закона Украины «О местном самоуправлении в Украине», вышестоящие органы власти перестали вмешиваться в работу сельского совета. Практически контроль со стороны райсовета и райадминистрации отсутствует. А неограниченная власть и отсутствие контроля могут привести к большим нарушениям. Ведь искушению подвержен любой человек. За кем же тогда остался контроль  на местах? Он остался за местными органами самоуправления. Это контроль со стороны депутатов (которым жители делегировали свои полномочия), это исполком, далее - расчет на абсолютную порядочность сельского головы и неподкупность секретаря сельского совета.

Что мы имеем сегодня?

 Анализируя события  последних четырех лет, могу сказать, что первоначально и голова, и исполком, и  депутатский корпус принялись за работу с энтузиазмом.  

   В то время села готовились  к 200- летнему юбилею со дня образования. Работы на тот момент хватало всем.

  Но… И года не прошло, как стало заметно, что у нас в сельском совете медленно уничтожается институт местного самоуправления.

Голова - молодой руководитель, опыта работы в совете нет, знаний еще недостаточно, в такой ситуации и помочь бы нужно. Но помощь хорошо оказывать тогда, когда о ней просят, но когда тебе говорят: «Не сунь свой нос, куда не надо», то как можно помогать?

Получить любую информацию в бухгалтерии – табу, что для члена исполкома, что для депутата. О какой гласности может идти речь?

И чем дальше, тем круче. На вопрос: «Почему не проводятся заседания исполкома ежемесячно?» следует ответ головы: «А зачем? Мне исполком не нужен». Вникаешь глубже, а в плане работы сельского совета отсутствует пункт с вопросами для рассмотрения на исполкоме. Куда девался принцип коллегиальности, подотчетности?

Нас поражает то, что мы видим и слышим в стенах сельского совета. Голова не строит рабочих отношений с секретарем сельского совета. А секретарь сельского совета - это один из депутатов, который является заместителем головы, и наделен еще функциями нотариуса. Эта должность -  не должность секретарь-машинистки, и она не подчинена голове. У них у каждой есть свои полномочия и обязанности. И когда слышишь, как голова относится к секретарю – оскорбляет и унижает, кроет матом в присутствии людей, задаешься вопросом: что это? Как может гарант конституции местного уровня так ущемлять права человека?

Можно догадываться только о причинах – единовластие, самонадеянность.

Выше я говорил о тех переменах, которые в последнее время произошли в селах Теплица и Садовое. Для их реализации были затрачены большие средства, только за последние полгода в пределах 6 млн.грн.

Но, к большому сожалению, и депутаты, и члены исполкома не видели ни смет, ни договоров по каждому конкретному случаю (за некоторым исключением), не говоря уже об актах выполненных работ.

А как же согласование с исполкомом перед подписанием этих документов? Аналогичная ситуация с решением земельных вопросов. Тишь и благодать. Инвентаризация земель за пределами населенных пунктов проведена, документы подписаны, а депутаты и члены исполкома и близко не видели документов, не говоря о том, что жители сел тоже имели право на информацию и обсуждение дальнейшей судьбы этой земли. Так затянулся вопрос с распаеванием этой земли, что только последние два месяца началась работа среди людей.

За четыре года ни одного схода граждан, только слушания по вопросу децентрализации в последние месяцы. Отчет через газету это хорошо, но газете люди вопрос не зададут, на вопросы людей нужно отвечать на сходах сел.

Анализируя все выше сказанное, создается мнение, что сельский голова не знает закона Украины « О местном самоуправлении в Украине» (и не только) или умышленно не хочет их выполнять.

Читатель вправе задать вопрос: «А куда смотрели депутаты?». Депутаты не молчали, депутаты высказывались по всем этим вопросам. Но перемен никаких. Реакция головы на все критические замечания выражалась криками,  использованием нецензурной лексики и оскорблением депутатов.

 Но всякому беспределу приходит конец.

На внеочередной сессии (17 декабря 2019года) после очередной «выходки» головы (хамила депутатам) депутаты проанализировали работу и поведение головы и вынесли предложение объявить ей недоверие. Такое предложение было обосновано конкретными фактами. Недоверие - это еще не прекращение полномочий, это - мощный сигнал, что голове нужно делать вывод, нужно меняться и работать, не нарушая законы Украины. В этот день предложение депутатов не было оглашено по той причине, что голова покинула сессию. Это решение депутаты приняли на очередной сессии, которая состоялась 27 декабря 2019года. На этой же сессии получила огласку информация о том, что Стоянова Т.С. имела судимость еще в 2015 году, о чем она не поставила в известность депутатов.

Депутаты настояли на получении юридической консультации, чтобы разобраться в сложившейся ситуации, как дальше быть. Было предложено  прервать сессию и после получения консультации 30.12.2019р. продолжить ее работу. Утро 30 декабря было шумным, возле сельского совета собралось определенное количество людей: одни с вопросами по земле, другие с претензией убрать депутатов, которые несправедливо вынесли решение о недоверии сельскому голове, которая очень много  хорошего сделала в последнее время.

 Сессия была открытой, но до начала заседания секретарь огласила вывод, который был сделан после юридической консультации. Закон «О местном самоуправлении в Украине» запрещает осужденным возглавлять органы местного самоуправления и более того, ст.79 данного закона говорит  о том, что полномочия сельского головы прекращаются досрочно с момента вступления в силу обвинительного приговора по отношению к нему. Голове было предложено исполнить букву закона (хоть с опозданием) - передать печать и ключи секретарю, на которого по закону временно возлагаются полномочия сельского головы. Не депутаты, а закон снял Стоянову Т.С. с должности головы. Выходит, что все это время она занимала должность незаконно. Об этом было объявлено. Депутаты приняли решение – возложить право использования подписи и печати на временно исполняющую обязанности сельского головы. И это решение может отменить только суд. Стоянова Т.С.  покинула заседание. Сессия начала свою работу, жители были допущены на заседание. Информация быстро распространилась. Напряжение нарастало, стали звучать призывы, что надо депутатов гнать, ибо они осуществили самозахват власти. Шум настолько усилился, что депутаты попросили закрыть дверь. Сессия продолжала работу. Кто-то очень озабоченный ситуацией позвонил в полицию. Через некоторое время работники полиции приехали, скорее всего, с намерением установить порядок. Представитель полиции попросилась войти в кабинет, где шла сессия, поинтересовалась, в чем суть конфликта, на каком основании голова отстранена, посмотрела документы, попросила время для консультации и ушла. Вернувшись, сообщила о том, что наша консультация была получена, скорее всего, у некомпетентных юристов и огласила, что прекращение полномочий головы  недействительно и во избежание противоречий с народом Стоянова Т.С. должна вернуться к исполнению обязанностей.

 Депутаты были ошарашены, в приемной звучали аплодисменты.

Стоянова Т.С. считает, что в сложившейся ситуации с недоверием депутатов заинтересована райгосадминистрация, так как грядет децентрализация. Вношу ясность. Когда на исполком был вынесен вопрос децентрализации и в присутствии депутатов районного совета, представителя депутата областного совета и руководителей села прошли обсуждения, было вынесено предложение созвать сессию по этому вопросу. Голова за час до исполкома покинула село и вернулась, когда

исполком заканчивал свою работу. Когда вопрос децентрализации рассматривали на сессии, голова отказалась использовать свое право инициативы, но это сделали депутаты, объявив депутатскую инициативу.

 Как теперь депутаты могут идти против своего же предложения? Депутаты работают в соответствии с законом Украины «О местном самоуправлении в Украине». И если до сих пор они не обращались за помощью к вышестоящим органам местного самоуправления и государственным органам, то в дальнейшем им придется это сделать.

У большинства депутатов нет сомнения в правильности их действий.

Но у депутатов есть вопрос: насколько прав работник полиции (следователь Пеливан Е.И.), которая вмешалась в работу органа местного самоуправления. Депутаты ждут ответ на этот вопрос от компетентных органов. Но это не все.  Имела ли полиция такое право?

Произвол продолжился. 2 января 2020 года возле сельского совета стали собираться люди (кто их пригласил, можно догадаться) с требованием немедленного отчета секретаря и депутатов. Позже перешли в Дом культуры, где и была предложена дискуссия (с определенным уклоном). По итогам беседы на 4 января были назначены слушания. Повестка не была сразу оглашена. На этих слушаниях я отсутствовал, не могу комментировать, но кто был там, делают вывод, что может сделать один человек, когда кроме себя никого не слышит.

   Депутаты настроены работать. В ближайшие дни депутатские комиссии рассмотрят и подготовят земельные вопросы и вопросы по бюджету на 2020 год. И потом соберутся для принятия решений на сессии, а они будут представлены, если председательствовать на сессии и подписывать решения будет и.о. головы - секретарь сельского совета, а Т.С.Стоянова пусть обращается в суд, это ее право пытаться восстановиться в должности.

А к жителям наших сел хочу обратиться с призывом: будьте мудры, не поддавайтесь эмоциям, проявляйте уважение друг к другу. Эти события никак не повлияют на вопрос децентрализации. Успехов и здоровья Вам в Новом году!

Степан Терзи, заместитель председателя исполнительного комитета Теплицского сельского совета.

Депутаты: Пашук О.Л., Хаджиогло В.Т., Капланюк В.С., Гимп В.В., Кнышук Н.А.


 ОТ РЕДАКЦИИ: "Угол обзора" не выступает в качестве стороны конфликта, мнение авторов может не совпадать с позицией редакции. Мы готовы предоставить информационную площадку второй стороне конфликта.